8 советов как стартаперу не загубить свой бизнес из-за нехватки времени и ресурсов

Едва ли найдётся хотя бы один начинающий предприниматель, который не сталкивался с проблемой нехватки времени. Когда вы пытаетесь контролировать процесс от и до и работать в режиме «сделай сам», 24 часа в сутках становится катастрофически мало. Но как иначе? Ведь у вас только-только начался рост продаж, и всё благодаря тому, что все процессы происходят при вашем непосредственном участи. Вы неусыпное око, которое следит, чтобы всё было «как положено». В такой ситуации бизнесмен рискует столкнуться с первыми сбоями, авралами и, как следствие, недовольством покупателей, доверие которых легко потерять и очень сложно вернуть. О том, как выйти из такого положения и приумножить успех, а не свести его на нет, с нами поделился бизнес-тренер Евгений Божко.

Евгений Божко

«Только смена ролей позволит перейти вашему бизнесу от стартапа к фазе начального роста», — уверен Евгений, — О том, что пришло время сделать это, вам могут сигнализировать следующие события:

— вам не хватает времени на необходимые дела, что сказывается на качестве работ;
— вы считаете, что именно вам следует принимать все решения в компании, но ваши физические и эмоциональные возможности на исходе;
— вы не можете ответить на финансовые вопросы кредиторов и своих инвесторов и не всегда полностью осознаете, куда уходят деньги;
— всем в компании приходиться постоянно бороться с какими-то авралами, сотрудники тоже начинают испытывать острую нехватку времени;
— вы уже даже заснуть не можете — всё думаете о задачах, которые должен решать кто-то другой;
— у вас увольняется первый сотрудник, так как он больше не может работать в этом бардаке;
— вы видите множество новых возможностей роста, но не знаете за что схватиться, что сделать в первую очередь.

Если все пункты, описанные выше, про вас, то пора действовать. И чтобы ваша компания продолжала расти дальше, вам надо отказаться делать всё своими руками и начать нанимать людей, которым будете делегировать задачи. Да, делать самому привычнее и понятнее, а за другими чаще всего приходиться переделывать. Но это и есть то препятствие, которое всегда будет стоять на пути роста компании — он будет ограничен вашим временем и энергией.

А вот чем грозит отсутствие изменений в управлении:

— сотрудники начнут испытывать к вам неприязнь, считая, что вы придираетесь к мелочам и создаете «узкое место»;
— подчиненные потеряют мотивацию и будут ждать, что вы примете все решения, в вы, в свою очередь, будете удивляться, как же они стали безынициативными, куда девалась их былая энергия;
— приоритеты будут постоянно меняться из-за преобладания стиля «здесь и сейчас», что приведёт вас к стратегиям-однодневкам, срочные дела будут затмевать важные, а вы будете ощущать себя как на пожаре, где надо тушить очередной аврал. Рутина поглотит вас, не оставив шанса заняться стратегией.
— рост компании остановится.

Если вы не хотите такой судьбы для своего бизнеса, то вот инструкция, как изменить подход к управлению:

продавец команда

1. Откажитесь от некоторых обязанностей. Если у вас салон красоты, перестаньте сами стричь, если СТО — чинить машины, если цветочный магазин — выращивать цветы и т.д. Разделите свою работу на компоненты и решите, от чего вы откажетесь, а что оставите за собой. Найдите время, чтобы поделиться с сотрудниками знаниями и объяснить ход своих мыслей.

2. Начните писать регламенты о том, как и что делается в вашем бизнесе. Ничего, если ваши первые регламенты и инструкции будут записаны на видео. Если что-то начинаете объяснять, ставьте рядом камеру. Потом ваш офис-менеджер переведёт это в печатный текст, и у вас появится регламент — и вы больше не будете одно и то же объяснять своим сотрудникам.

3. Составьте из прописанных регламентов бизнес-процесс вашей компании, направленный на создание ценности для ваших клиентов. Делая это, вы наверняка найдёте много белых пятен. Заполните их регламентами!

4. Создав бизнес-процесс, отходите от реактивного стиля работы на проактивный. Пусть вы прекрасно умеете реагировать на возникшие проблемы, авралы в своем бизнесе и великолепно с ними справляетесь, но это реактивное поведение. Пожары должны тушить другие, тем более схему вы им уже нарисовали. А сами займитесь проактивной работой. Создавайте события, а не реагируйте на них.

5. Доверяйте людям. Позвольте им развивать свои навыки и нести ответственность за результаты, с важностью которых вы согласны. Вы можете уменьшить риски, делегируя обязанности тем, кто действительно превосходит вас по знаниям, умениям и скорости работы.

6. Создайте орг.структуру бизнеса. Некоторые предприниматели не хотят структурировать организации, опасаясь, что это ограничит творческий подход. Но на самом деле создание организационной структуры с чётко очерченными ролями и обязанностями помогает проявлению творческих способностей, а не подавляет их.

7. Займитесь рекрутингом. Для роста бизнеса необходимы ресурсы, и главный из них —люди. Теперь, когда вы отказались от рутинных операций на производстве, ваша главная задача — придать рост бизнесу через привлечение новых сотрудников, их обучения и быстрого старта в вашей компании. Рекрутингу надо учиться. И учиться только на практике. Не бойтесь совершить ошибки, вы всё равно их допустите.

8. Займитесь продажами. Это то, что приносит деньги в компанию. Без денег компания обескровлена. Поэтому ваше место — в продажах. Но вы не просто продаете, а на практике выстраиваете все процессы продаж клиенту. Далее делегируйте эту работу своей боевой команде продаж и укрепите их проверенными скриптами и регламентами.

Выполните эти восемь пунктов — и заложите колоссальную основу для его будущего роста!»

Больше советов и полезных курсов от Евгения Божко:

ВК https://vk.com/bozhko_ru

Сайт http://bozhko.ru/

YouTube https://www.youtube.com/user/BozhkoNews