С 1 января 2022 года в регионах запущена процедура досудебного обжалования решений контрольных органов

Данный механизм делает возможным подачу жалоб бизнесом через портал «Госуслуги» в случае несогласия с решением, например о назначении проверки, или с предписанием об устранении нарушений.

Все 1200 региональных контролирующих ведомств Российской Федерации подключились к специальной информационной системе. С середины 2021 года досудебное обжалование применялось на федеральном уровне, и бизнес пока присматривается к ее использованию — за неполные полгода подано 1100 жалоб на контролеров.

Поясним, что этот механизм должен стать обязательным для всех видов контроля — к 2023 году без такой процедуры обратиться в суд будет нельзя.

В пилотном режиме эта процедура была внедрена в августе 2020 года, с 1 июля 2021 года она стала обязательной для оспаривания действий  федеральных госорганов. С 1 января 2022 года этот механизм распространен и на контрольные органы регионального уровня. Механизм вводился в качестве способа разгрузить суды, снизить издержки бизнеса на судебные тяжбы, а также для анализа правоприменительной практики и ее унификации.

Большая часть жалоб в 2021 году приходилась на три ведомства: Росприроднадзор, в адрес которого поступило 39,7% жалоб, или 444 обращения, Ростехнадзор (19,3%; 216) и МЧС (18,5%; 207).

Досудебный порядок наиболее востребован по тем видам контроля, где велики суммы штрафов за нарушения или высоки издержки бизнеса на выполнение предписаний госорганов. Чаще всего бизнес оспаривает выявленные нарушения (589 жалоб), назначенные контролерами меры (230) и действия чиновников (60 жалоб).

Если раньше обжалование, которое было возможно только в суде, занимало несколько месяцев, то срок рассмотрения обращения в досудебном порядке ограничен 20 рабочими днями. Фактически же средний срок принятия решений по обращениям равен 12,4 дня. В некоторых ведомствах он еще короче: в Росстандарте это в среднем 4 дня, в Ространснадзоре — 5,8, в Роструде — 8,1.

Таким образом, механизм досудебного обжалования решений контрольных органов направлен на унификацию порядка обжалования, упрощение самой процедуры и на то, чтобы сделать ее доступнее для подконтрольных субъектов, которые порой были лишены возможности обжалования незаконных действий и решений из-за существенных затрат на квалифицированную юридическую помощь.

Подробно об актуальных нововведениях, связанных с реализацией в России масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, рассказал в рамках интервью «КОНТРОЛЬ И НАДЗОР: ОТ «ГИЛЬОТИНЫ» К СЕРВИСУ» на Гайдаровском форуме-2022 заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко.